Виндсерфинг на Бонэйр (Bonaire)
Перелет сюда между островами, конечно, не так прост, как перелет из Европы сюда же. Как бы это ни странно звучало, это так. Устал и вымотался я больше чем в тот день, когда летел с пересадкой на KLM через Амстердам на Арубу. Перелет занял тогда около 18 часов. Перелет с Арубы на Бонэйр занял у меня чуть ли не 15 часов в общей сложности, при расстоянии в 100 с небольшим километров, если брать в расчет время между переступанием порога из апартаментов на Арубе до переступания порога апартаментов на Бонэйр.
Без знания английского за задачу перемещения себя, да еще и с досками, лучше не браться. Летает тут между островами, по большому счету, всего 2 компании: TiaraAir и InselAir. Причем без пересадок только Tiara, НО знающие местные заявили – на Tiara не лети ни при каких обстоятельствах. На просьбу пояснить Роз-Мэри сказала, что еще ни разу эта авиакомпания на ее практике не вылетела и не прилетела, соответственно вовремя, самое главное, что сами они (местные) считают покупку билетов на эту аваиакомпанию лотереей. В принципе я готов был пуститься в авантюру с Tiara, но когда их web сайт http://www.tiara-air.com «лежал» в состоянии 503: Service Temporary Unavailable я посчитал, что это знак, с большой буквы З, и решил не испытывать судьбу набрав в браузере http://www.fly-inselair.com - сайт работал, что уже улыбнуло. Но улыбал он меня ровно до того момента, пока я не начал листать странички с авиапарком инселэйра. Жесть, сказал я себе, и пошел искать на KAYAK другие варианты перелета. «Вдруг повезет», подумал я тогда. В принципе повезло, купил на каяке я билет на тот же инселэйр, аж на 13 долларов дешевле, чем на сайте авиакомпании. Рейсов кроме как через Кюрасао (остром между Арубой и Бонэйром - столица подветренных нидерландских антильских островов) в компании нет. Причем на сайте же было написано, что мол «если хотите, что бы мы взяли Ваш негабарит – обратитесь ка к нам пораньше и мы что-нибудь придумаем». В зависимости от того на каком из самолетов авиапарка компании Вы летите Ваш негабаритный багаж возможно прилетит в тот же день с Вами в точку назначения, но варианты бывают разные. В моем случае Fokker F50 летающий с Кюрасао на Бонэйр физически не в состоянии был вместить комплект виндсерфинга.
Мой опыт перелета между островами дал мне устойчивое ощущение, что местные аваиакомпании до последнего не знают какие рейсы какие по вместительности самолеты будут выполнять. Причем ощущение очень устойчивое и правдоподобное.
Попытка дозвона в call центр Inselair, и сообщения сотруднику, что пассажир летит с негабаритом, как того требовала инструкция для пассажиров на их сайте, закончилась весьма продуктивно (как мне показалось, как минимум, по окончанию разговора) но на поверку – безрезультатно. Причем еще в момент разговора с call-центром мне показалось, ну скажем так, немного странноватым, что оператор этого самого центра явно находится на улице (ветер тут дует почти всегда и шум в трубке перепутать с чем-то другим затруднительно) и до кучи еще и смачно чавкает, периодически извиняясь за это. В этих условиях я медленно продиктовал номер своего электронного билета в ответ на просьбу из трубки, «оператор» также медленно «записал» его и сообщил мне, что все ок, можете приезжать прямо перед вылетом, все зафиксировано, проблем не будет.
Будучи человеком по натуре своей, предусмотрительным за день до вылета, я таки съездил в кассы InselAir в аэропорт (благо, что все рядом), и не зря. Сердце подсказывало, что «оператор» колл-центра, видимо, курнувший в ланч чего-то веселящего, повесив трубку после разговора со мной помнил обо мне еще секунды 2-3, не больше. Так и представляю его довольную рожу, беззаботно рассекающую по солнечному тротуару Оранджестада по дороге обратно в офис.
Резюмирую: в компании о моем негабарите за день до вылета, естественно, никто не знал и не планировал, что я лечу с большой торбой, а потому предложили вариант перелета кисы только на следующий день после моего приземления на Бонэйре, вежливо поинтересовавшись согласен ли я. А какие еще варианты, блин? Согласен я или нет, вариантов все равно нет других! Мотнув гривой в знак согласия я подтвердил оное списанием 180$ с визы за билет для моей кисы, ибо это второй багаж, да еще и с перевесом против 23 разрешенных килограмм. Важно знать, что мешок свыше 32 кг не возьмут вообще – правила авиационной безопасности. Не знаю, местные ли или worldwide, но в KLM тоже больше не брали. Пришлось распихивать трапецию и пр. мелкую серф муть в чемодан, полупустой кстати, ибо все 6 пар взятых на острова носков тоже мне не потребовались. В оконцовке билет для серфа встал дороже чем для меня самого с чемоданом вкупе. Для меня стоил он всего 136$. Поинтересовавшись перед уходом из касс авиакомпании нет ли переносов рейса или еще каких-нибудь неожиданностей и получив успокаивающий ответ, что нет, я преспокойно отчалил на ужин.
На этом мои страдания, конечно же, не закончились. Заблаговременно за 2.5 часа прибыв на следующий день к стойке регистрации Inselair в аэропорт я, уже даже без удивления обнаружил, что среди всех рейсов на текущий день (а их не так много 10-20 от силы) нет и намека на номер, указанный в моем билете. Но был один рейс этой же авиакомпании, 2.5 часа спустя, но под другим номером и тоже на Кюрасао. "Бинго", подумал я и поперся выяснять мой ли в уже знакомые мне кассы с жутко занятыми «афроамериканками». Оказалось, что действительно мой, но на вопрос «а как, собственно, быть с моим опозданием на рейс с Кюрасао до Бонэйра», который, к слову, вылетал за 10 минут, до приземления того, на котором предлагалось лететь мне до Кюрасао с Арубы. Девушка, мило улыбаясь всеми своими зубами и губами типичной негритянки убедительно подтвердила, что мол «там подождут, не волнуйтесь, таких как Вы много». Ну с таким четким бизнесом, как у местных аваиакомпаний, то, что «таких как я много» вовсе не удивительно.
Не стоит, наверное, и писать, что вылет задержался еще на 2.5 часа по сравнению с временем уже этого, нового рейса. Информацию эту, сдав вещи, я принял с олимпийским спокойствием, сказав себе, расслабься, уж как-нибудь да долетим. К слову, олимпийское спокойствие на этом этапе перелета, по моему глубокому убеждению может себе позволить во-первых часто летающий турист, а во-вторых турист, обладающий качеством здоровой пофигистичности к жизненным неурядицам разного масштаба. На эти размышления меня навела очень нервничающая американка, которая обладала таким же как я билетом на самолет, которого даже не было в расписании на сегодня. Слово «horrible», самое приличное, которое я позволяю себе перенести в текст, но преобладали в ее тирадах, все же, выражения с ing'овым окончанием.
Крутой по местным меркам McDonnel Douglas 80 перенес меня и еще 110 счастливцев на Кюрасао за каких-нибудь 20 минут с момента отрыва задних стоек шасси от ВПП Reina Beatrix аэропорта. Пройдя неслабый по островным меркам security check с переодеванием в одноразовые носки, всех у кого была пересадка до бонэйра погнали по короткому пути чуть ли не пинками подгоняя к новому гейту где, видимо, уже давно нас ждал вожделенный Fokker F50. При пересадке в этот самолет меня ждала еще одна заминка. Уже поднимаясь по трапу последним ибо я типа вежливый и всех пропустил, очередная местная жительница из числа обслуживающего персонала аэропорта, схватила меня за руку, мол «куда пшел туристишка?» с вопросом «А не два ли у меня чемодана?». Конечно у меня 2 чемодана, да один из них еще какой, аж 2 м. 45 см. Выяснив, что это я, собравшаяся небольшая кучка работников аэропорта принялись мне объяснять, что мол «чувак у тебя длинная киса слишком и она в эту летающую хрень вообще не помещается, но мол мы люди находчивые и сейчас попытаемся впихнуть невпихуемое». По российской привычке на мой «how much?» они взяли паузу и еще минут 20 пытались сделать то, чему бедный фоккер очень сопротивлялся. Фоккер победил. Но у меня было ощущение, что от того, что я необдуманно спросил «how much?» они готовы были уже поговорить с пилотом на предмет того, что бы привязать кису к стойкам шасси, а летчик их не убирал после взлета. Ведь на горизонте маячила моя благодарность, выраженная в долларах, подлежащая честному распилу, между летным и наземным составом гражданской авиации Нидерландов.
Здравый смысл взял вверх и киса поехала обратно в здание аэропорта под пригорюнившиеся взгляды наземного стаффа. Зато каким меня взглядом удостоил весь, уже не хочу даже думать, на сколько задержанный салон рейса 311 InselAir! Век не забуду, это был второй такой случай в моей жизни. О первом таком случае напишу в другой, дахабской статье.
После короткого перелета еще длительностью минут в 20 и пары воздушных кочек по дороге, которые на маленьком самолетике воспринимаются совершенно по другому нежели на трансокеанском А330 Fokker приземлился таки на земле вожделенной. Вид на выходе из зала прилета может оценить только истинно больной виндсерфингом бедолага. Где еще он найдет паруса так благосклонно нагнувшие свои мачты в знак приветствия жаждущих каталки.
Поскольку у меня на горизонте маячил day off – вынужденный выходной из-за отсутствия матчасти, на следующий день я позволил себе отоспаться вдоволь и появиться в прокате машин, встреча с менеджером которого у меня была запланирована еще накануне, к обеду. Справедливости ради надо сказать, что из-за того, что на остров едут или дайверы или виндсерферы, в ассортименте авторента преобладают в основном пикапы, со специальными штуковинами для укладки баллонов в кузов, очень похожей на лестницу за которую я ее и принял вначале. Запомнилось то, что первым о чем меня предупредил менеджер, это то, чтобы я ни при каких обстоятельствах не закрывал машину. Оказывается, что по местным меркам это муветон, и если кто-то хочет залезть к тебе в машину, и она закрыта, он все равно это сделает, только разнесет стекло. К концу месяца я ощутил крайнее удобство такого подхода к борьбе с воровством, но первые несколько дней тупо стоял перед машиной в поисках ключа в карманах, что бы ее открыть, следуя московской привычке. Теперь думаю, как бы не продолжить такую «борьбу» с автокражами в Москве по возвращению.
По факту если матчасть хранится в Lac Cai или на Jibecity (www.jibecity.com) или Bonairewindsurfplace (www.bonairewindsurfplace.com) машина особо и не нужна. Запросто можно обойтись и «табуреткой». Это Вам не Бали или МуйНе, где без определенных мотонавыков туристу, без опыта движения по местным дорогам, светит больничка. Дорог мало, машин мало, сравнительно нормального для мотороллера качества. Экономия по сравнению с арендой машины из расчета на месяц около тысячи. Если уж хочется съездить в «увлекательную» поездку по всем трем дорогам острова (утрирую конечно), то можно и взять машину на день-два, а так для себя решил, что и незачем. Свою «увлекательную» поездку я завершил за 3 - 3.5 часа, проехав весь остров на скорости 40 км в час. Кроме больших соляных куч и большого лимана на западе, смотреть особо и нечего. Да и эти «достопримечательности» на раз увидеть и сфотографировать для статьи. Не более. Если Вы не виндсерфер или дайвер – на бонэйре Вам делать нечего. Мое IMHO, не претендую на единственное верное и неповторимое суждение, но впечатление именно такое.
Через сутки я таки получил матчасть в аэропорту в цельности и сохранности. Грех пинять на задержки, как я понял из собственного опыта перелетов между островами, хорошо хоть привезли, на этом скажем спасибо InselAir и забудем их как страшный сон.
Lac Cai (Sorobon beach)
Забегая вперед это единственный спот о котором я напишу в статье ибо однажды попав сюда двигаться куда то еще просто не хочется. Есть места попадая куда ты начинаешь ощущать себя как дома в домашних тапочках за просмотром любимого сериала. JibeCity как раз такое место в котором для виндсерфера сконцентрировались все мыслимые для него условия, наличие которых в одном месте делает его жизнь истинно счастливой: круглогодичная температура воды 26-27 градусов, круглогодичная температура воздуха 28-30 градусов, почти круглогодичный onshore ветер со стабильностью вентилятора через лагуну с бирюзовой водой глубиной от полуметра до достаточно глубокой части с волнами в северно-западной ее части, большой чилаут в котором есть лежачки и даже некие постаменты с матрасами для отдыха особенно уважаемых особ после каталки (или просто за $$, не стал разбираться) , отличный бар HangOut с дружелюбными барменами, с импровизированной сценой, которая во время мероприятий используется по прямому назначению (ниже во вставке с фрагментом youtube видео видно каково оно), хранилкой, магазинчиком серф принадлежностей, маечек и пр. околосерфовой ерунды, а главное, атмосфера! Последнее – предмет особый, трудно передать на простых словах что это значит для катающегося человека. Если кто помнит квадраты в Дахабе, тогда, когда они только открылись на первой станции, еще до момента когда поток туристов из школы сделал «Конвейер», вот о чем-то подобном я говорю, написав слово атмосфера выше. Несмотря на то, что тут тоже поток народа приличный, но существует что-то висящее в воздухе, что делает из этого места то самое, в которое хочется возвращаться и чувствовать себя своим.
Организация по европейски четкая: договорился об аренде на месяц, заплатил - у тебя свой крючок для парусов, свое место для доски, свой аккаунт в баре. В общем, кто знает разницу между нашими станциями проката в том же Дахабе и немецкими понимает о чем речь.
Отдельный разговор о каталке и публике, которая тут присутствует. Я насчитал, как минимум, 10 виндсерферов, которые постоянно присутствуют на JibeCity, катаются, тусуются в баре, общаются, учат новичков и т.д. и при этом имеющих ranking на PWA в дисциплине фристайл - Kiri, Taty, Youp, Tonky, Amado, Bjorn, Choko, Loick, Caesar все тут. Что они творят на воде я словами описать не могу, наберите в youtube “Caesar Finies flow style” или «Kuma movie Bonaire» - и Ваши горизонты восприятия виндсерфинга расширятся существенно. Одно скажу, когда все эти монстры от фристайла мочат свои трюки прямо в 20 шагах от берега, насмотревшись, как ни странно, свои жалкие вулканы и флаки прыгать больше не хочется. Причем такое подавленное состояние (говорю о нем с определенной долей сарказма т.к. конечно же мотивация научиться чему-нибудь еще тут возникает запредельная) возникает не только у меня, а и у многих гостей JibeCity тоже. Как не странно, мы сошлись в этом мнении с приятелем - голландцем, которого зовут Elian, с которым тут же познакомились и с которым отлично прокатались и потусили все время моего нахождения на станции.
На острова я летел с четким желанием наконец-то начать прыгать вулкан. Причем встроенная в организм амбициозность где-то глубоко в душе требовала прыгнуть и флаку под конец отдыха. Надо признаться, что даже катаясь достаточно долго и с закрытыми глазами выполняя всяческие jibe , вулкан у меня отнял почти месяц ежедневных прыжков, сопровождающихся уборками. Причем в какой-то момент под конец третьей недели я уже начал сомневаться, что мне это в принципе удастся. С расстройства я даже начал задавать вопросы местным за сколько они научились своему первому вулкану. «Я был еще слишком маленьким и легким, что бы его прыгать, потому не помню, но 3 недели не конец света расслабься» сказал Loick. Я понял, что спрашиваю какую-то фигню, ибо для умеющего все, или почти все, вопрос сродни «А когда ты научился дышать или чихать?». Понятное дело, спроси меня когда я научился делать «улитку» на коньках (есть такой базовый элемент хоккея, которому учат лет в 7), я, понятное дело, не отвечу. Найдя в интернете статейку о том как кто-то учился вулканить в течение полугода, я все же расслабился, что позитивно сказалось на прогрессе. Кстати, весьма дельные советы даны здесь, но еще более неоценимый вклад внесла миниклиника с Caesar Finies, который помимо того, что снимал на камеру вместе со мной на воде все ошибки прыжка, дал те советы, которых я не прочитал ни в одном руководстве по исполнению трюка и ни в одном youtube ролике от getwindsurfing.com или подобных.
В качестве небольшого отступления: вулкан получается тем легче, чем вода площе (flat), там где ты прыгаешь, чем ниже !!! ты прыгнешь, причем минимально достаточно для 180 поворота для слайда назад, и чем раньше ты поймешь, что во время прыжка для баланса полезно смотреть на горизонт летя назад, а не на свои ноги или доску. Все эти 3 вещи мне существенно помогли. Причем последнее, мне далось, чуть ли, не сложнее всего.
Elian с которым мы прыгали под надзором Цезаря прямо так мне и сказал: «Знаешь Влад, смотря изо дня в день, с каким упорством ты убираешься в попытках исполнить вулкан, я не смог не захотеть сделать тоже самое и начать фристайлить». Причем, я его понимаю очень хорошо: в какой-то момент тебе действительно, в отсутствие волны, начинает становиться очень скучно трамваить и разворачиваться как подавляющее большинство туристов, приехавших покататься на недельку-две.
Не могу не рассказать о том, как на станцию, видимо, в качестве экскурсии приехало кучу народа, причем явно не виндсерфового. Через некоторое время с момента начала увлечения виндсерфингом, ты находясь на берегу, с определенной долей допущения, невольно начинаешь определять катается человек или нет. Вероятность правильного определения в моем случае процентов 70. Что нас выдает? Наверное манера говорить, одеваться, раздувающиеся ноздри навстречу порыву, позволяющие носу определить правильный размер паруса «на сегодня». Не знаю, что именно, но что-то явно выдает. Так вот в тот день на станции в чилауте, в баре, везде, народ доминировал не катающийся. Это только потом я выяснил, что регулярно на остров заходят круизные корабли, которые на день высаживают туристов погулять, съездить на экскурсии, купить сувениры и вечером того же дня отчалить. Это были туристы, приехавшие поглазеть на нас как на достопримечательность острова. Кстати сказать, в местных лавочках есть даже специальный день в расписании работы: у них как, во всем мире, есть 7 дней с понедельника по воскресенье и один особенный, восьмой день недели, который называется ship day – день когда в порт заходит круизный лайнер и сувенирка разлетается до поздней ночи пока не отошел корабль. Работают они в этот день до отчаливания.
По случайному стечению обстоятельств ship day в тот момент совпал с Пасхой. По этому случаю станция проставилась и накрыла приличную поляну с неограниченным количеством неплохого вина, шампанского и пр. изысков в виде шоколадных яиц, больше похожих на перепелиные, а не куриные, к которым привыкли мы русские.
В чилауте антенна вай фая стоит, видимо, где-то прямо посередине и на телефон точка доступа принимается лучше всего на пересечении всех дорожек чилаута. Пытаясь позвонить по скайпу, стоя как раз, на этом «перекрестке» я почувствовал, что меня, явно не нарочно, кто-то толкнул дефилируя от «поляны» до своего импровизированного столика в районе лежаков, причем так, что айфон был пойман прямо у самого песка. На мой вопросительный взгляд вслед удаляющемуся телу пожилой женщины, ответом служило русское «Ой блин простите» не оборачиваясь на меня. В спину полетело русское же «Да ничего уж страшного, бывает». Долетев до получателя, моя фраза, пусть и не сразу, а в течение шагов пяти замедляла женщину, и лишь когда понимание того, что два русских человека встретились в Пасху хрен знает где, причем не просто случайно, а в месте где они вообще никогда, ни при каких обстоятельствах, не могли встретиться в принципе, развернула тело и пожилая туристка с распростертыми объятиями и возгласом «Ну давай уж тогда поздороваемся, хоть как принято у нас русских сегодня!» поздравила «Христос воскресе!». Мы расцеловались трижды, как принято, и с улыбкой разошлись по своим делам. Со стороны выглядело это, конечно, мягко скажем, странно. Иностранцы нас, сто процентов, не поняли, о чем говорила повисшая на некоторое время в воздухе тишина, при обычно очень шумном чилауте. Народ рассматривал нас как инопланетян, причем одного с марса, другую с венеры – настолько мы выглядели различно, но почему у русских такая традиция, когда два незнакомых вообще друг другу человека, такие разные могут так себя повести, объяснить, думаю, нереально.