Виндсерфинг в ЮАР (SAR, Capetown)

  Андрей Хитрово в своей статье «Правда о виндсерфинге», написанной к первому апреля в полушутливом тоне (от этого не теряющей своей 100% правдивости), выделил три стадии болезни под названием «Виндсерфинг». В первой стадии ты счастливо спишь с прилипшей к ушам ряске, после первого дня стояния на доске в болоте. Во второй стадии дает трещину личная жизнь и финансовое положение на почве дорогостоящего хобби. В этой стадии ты уже неплохо владеешь приемом «трамвай» и тебе нужно больше – волны. В третьей стадии – латентной, и последней ты, ища волны, жертвуешь многим на алтарь виндсерфинга. Об этой, последней стадии речь дальше и пойдет.

  Попасть в ЮАР с комплектом матчасти не просто. И в первую очередь из психологических соображений. Это далеко, дорого и непривычно для большинства. ЮАР не самое массовое направление российского туризма. Однако, кто из нас не слышал про легендарный мыс доброй надежды, про апартеид, Нэльсона Манделлу, диковинную природу и многое, многое другое, делающее ЮАР таким влекущим к себе местом на самом краю черного континента.

  Для серфера, болезнь которого находится в третьей стадии, ЮАР притягивает волнами и ветром сразу двух океанов, находящихся в непосредственной близости от Кейптауна - теплым (Индийским) и холодным (Атлантическим).

  После того как жаба задушена, а время найдено, все остальные детали путешествия переходят в практическую область покупки билетов, страховки, получения визы, бронирования апартаментов, автомобиля и сборов матчасти. На этом этапе южноафриканская республика перестает быть такой недоступной, как казалась ранее. Гораздо проще поручить все, кроме сбора матчасти турагентству работающему по ЮАР, однако практика показала, что даже самые сложные этапы – бронирование жилья и автомобиля в отличие от Египта или Турции в ЮАР не представляет никакого труда – достаточно немного владеть английским языком и картой VISA (кредитной или дебетовой не важно). Все можно сделать через Интернет, списавшись с владельцем апартаментов и агентством по прокату автомобилей. Выгода же может быть весьма существенной. Владелец апартаментов, как правило, с удовольствием высылает приглашение и подтверждение о бронировании жилья, необходимое для оформления визы. Хотя если времени в обрез и сборы планируются на ночь перед вылетом – агентство единственный правильный выход (я собирался именно так). При покупке билетов очень важно заранее предупредить авиакомпанию, что у туриста имеется негабаритный груз в виде комплекта виндсерфинга, что повлечет удорожание билета на 200 долларов в каждый конец (итого 400), но гарантирует то, что в день вылета матчасть не станет причиной возврата из аэропорта домой в расстроенных чувствах.

  При этом надо иметь ввиду, что квоты на провоз матчасти жесткие и может статься так, что авиакомпания не предоставит нужного количества грузовой брони, как и произошло в нашем случае. Однако русский народ уникален и с люфтганзой компромисс был найден в результате которого, 10 комплектов оборудования уехало в 4 кисах вес каждой из которых не превышал 50 кг. Существует несколько вариантов перелета, однако всерьез рассматривались лишь два: Люфтганза и South African Airways. Оба с промежуточной посадкой. В конечном итоге была выбрана Люфтганза как при прочих равных условиях более дешевая и с большими квотами на негабарит.

  День отлета в конце африканского лета (февраль) в Москве выдался холодным -26, поэтому по ощущениям +8 (на деле +2-3) градусов во Франкфурте, где нас ждал перерыв между рейсами в 6 часов, показались уже летом.

  Время даром не было потеряно и все 4 терминала центрального авиаузла Европы были изучены достаточно хорошо на предмет наличия кафешек с вкусной едой (пивом, колбасками, и прочими прелестями немецкой гастрономии), магазинчиков с прессой и различными дельными вещицами в дьютифри.

Кейптаун. Вид с горы.

Чуть пониже.

  В аэропорту Кейптауна нас встречали +28 градусов Цельсия, 3 машины VW Гольф I 1980 года выпуска (одну из них в последствии угонят прямо с пляжа со всем, что в ней было) и группа товарищей во главе с Макаром (в миру Сергей Макаренко) улетевших за день раньше нас, и с видом аборигенов докладывающих, что прямо из аэропорта надо ехать в биг бэй кататься т.к. дует.

  После 24 часов дороги предложение выглядело как «из огня да в полымя», но против, как ни странно, никто не был. Разум восторжествовал, и по дороге решено было таки заехать в апартаменты, которые оказались, если охарактеризовать их одним словом – шикарными. Двухэтажный дом с гаражем, садом (что важно со шлангом для отмывки матчасти), двухуровневым холлом, большой кухней, двумя ванными комнатами, спутниковым телевидением, дизайн которого сделан не «для галочки», что бы формально указать в рекламе наличие того или иного удобства, а «для себя».

Хаос, который мы создали

  Причем не только у нас, а у всех подгрупп, представительного русского десанта состоящего в общей сложности из 16 человек, разместившихся в одном районе TableView.

  Район находится на некотором (10 мин езды на машине) удалении от Кейптауна, как раз, через залив, откуда открывается великолепный вид на местную достопримечательность - столовую гору (Table Mountain) особенностью которой является абсолютно плоская вершина очень большой площади. Необычный вид горы наводит на мысль (четко подмеченную автором еще одной серфовой статьи о ЮАР) о том, что она является посадочной площадкой для кораблей инопланетян. Вблизи вершина горы, куда существует канатная дорога, только усиливает ощущение неземного происхождения сооружения.

А это, видимо, оставленная инопланетянами скульптура

  Как мы наивно полагали вылетая из Москвы мы летели «в сезон» когда ветровая обстановка максимально благоприятная. На деле оказалось, что февраль как раз «уже конец сезона» и местные жители сказали, что основной наплыв серферов происходит с ноября по январь. В феврале уже подскисает. Все это мы уже узнали в конце путешествия во время званого ужина, который устроили в нашу честь хозяева апартаментов Ник и Жаклин – милейшая белая семейная пара лет 50-ти, которые жили рядом в смежном доме и, забегая вперед, оказали нам неоценимую помощь во всех ситуациях, с которыми мы сталкивались во время нахождения в ЮАР. Вообще я откровенно в первый раз столкнулся с таким радушием и желанием помогать во всем и везде, причем абсолютно бескорыстно, и, соблюдая при этом, как говорят иностранцы, «privacy». Очень приятно и необъяснимо.

  Окрестности Кейптауна в пределах 200 км, богаты на места катания. Широкие пляжи с мельчайшим белым песком практически все пригодны для катания и отличаются лишь удобством сборки и доставки матчасти со стоянки на воду. Мы в основном катались на спотах биг бэй (Big Bay), Мелкбосстранд (Melkbosstrand), Лангибаан (Langibaan), Платбум (Platbum) и Изифортейн.

  Первые два самые близкие к району, где мы жили. Биг бэй в 3 мин езды на машине, Мелкбос (так его окрестили в первый день и, может быть, поэтому все неприятности произошли с нами именно там) в десяти. В биг бэй наиболее удобный подход к воде, однако, ограниченность с двух сторон пляжа каменными рифами делает его слишком перенаселенным кайтерами и классическими серферами (без паруса) когда дует на пятерку и встает средняя и правильная (2-3 м.) волна.

  Для средне больного третьей стадией виндсерфинга человека (читай для средне катающегося на волнах серфера) основной задачей, которую приходится решать является задача прохода линии обрушения волны, расстояние которой от берега варьируется в зависимости от места катания и времени суток. Необходимый для решения задачи опыт, к сожалению нельзя получить в Строгино или Дахабе (Марокко, Гаваи, Гинчо, Тарифа – более правильные для этого места).

  Так же в ЮАР вряд ли можно научиться и каким-либо новым элементам. Если слэм джайб или оверштаг получается через раз (про то, что старт шкота нет на волновых комплектах, умалчиваю – это подразумевается) - готовьтесь к продолжительным полосканиям в «стиральной машине» (аналогия полная, только гораздо темнее и холоднее) – обрушившейся волне, в которую ты ненароком попал.

  Если падение в ломающуюся волну неизбежно, например внезапно стало мало ветра (имеется эффект ветряного затишья перед встающей на тебя волной). То во избежание поломки мачты (ее топ упирается в дно, а масса воды ломает ее своим весом направленным прямо в парус) желательно схватиться за топ мачты и утопить его на максимальную глубину, подготовившись при этом к рывку всей матчасти, обусловленному ударом волны в доску. Немаловажным фактором выхода на «чистую воду» является выбор момента времени, в который надо стартовать с берега, что бы пробиться с меньшими потерями (не вылетая как из катапульты на 3-5 метров над водой на каждой волне сета). Волны приходят наборами (сетами) перерыв между ними – самое благоприятное время выхода, определить его можно по «белой воде» когда самые мощные волны сета уже обрушились, а первые волны следующего еще не подошли. Поскольку определить этот момент правильно получается не всегда и необходимо иметь в своем багаже элементов быстрые развороты (не до понтов, в виде глиссирующего фордака в петлях, «замоченного» прямо в берег перед восхищенными взглядами диффченок напротив станции в Дахабе при южаке на «лодке» литров в 100).

  Эмоции от прохода через встающие перед тобой стенки метра 2 – 2.5 высотой можно сравнить, наверное, с эйфорией после успешного исполнения нового элемента (вспомните свой первый фордак или водный старт). Не меньшие эмоции вызывает и возвращение «змейкой» на волне достойной высоты. НО гораздо большие эмоции вызывают непроизвольные заходы на фронтлуп без твоей воли или падение перед волной, из-за которой на тебя вылетает тельце виндсерфера, вцепившееся в матчать. При этом иногда удается прочитать, что написано на скользяке его доски в момент «пролета» космонавта над тобой.

  А случаи бывают разные (как в одном известном анекдоте). Неприятно, когда ты падаешь, одновременно с кем-нибудь находящимся с тобой на одной линии перпендикулярной волне прямо перед ней. Океану не составляет большого труда бросить комплект коллеги на твою матчасть, или тебя самого, как повезет. Очень не приятно зацепиться крюком трапеции при падении за гик, трапеционные концы (особенно когда ты переворачиваешься под водой относительно матчасти, с которой составляешь единое целое, закручивая их восьмеркой) или какую либо часть комплекта. Усугубить ситуацию может накрывшей тебя сверху в таком положении парус или «обратка» - масса воды, которая движется обратно, в океан, по направлению от берега, прижимая тебя ко дну парусом накрывшем тебя сверху.

  Важнейшим моментом в таких серьезных условиях является количество воздуха, которое ты успел захватить в легкие при падении, сила мышц и, конечно же, везение. Самый изящный способ выйти из сложной ситуации, это в нее не попасть, но если неприятность случилась, то надо приложить все усилия, что бы сняться с крюка – паниковать нужно на берегу … потом. Другой неприятной ситуацией, которая может случиться – падение с большой высоты на свою же матчасть. Совет один – по возможности не надо отпускать матчасть в полете тогда парус может сыграть роль парашюта при приземлении, а ты, держась за него сможешь сориентировать свое тело максимально избегая удара об него, но если уж ты падаешь на собственную мачту сгруппируйся и подставь под удар мягкие ткани. Лучше поломать дорогой серф чем себя.

  Виндсерфинг считается экстремальным видом спорта именно потому, что количество потенциальных опасностей не ограничиваются перечисленными мной, однако, столкнувшись с ними на собственной, что называется шкуре, хочется акцентировать внимание других больных, которые, уверен, последуют по слабо натоптанной пока южноафриканской тропинке. Хочешь ты этого или нет, но в ЮАР ты будешь высоко прыгать вместе со всем своим комплектом матчасти.

  Это происходит иногда по собственной инициативе, иногда нет. Но в целом регулируя скорость и угол захода на волну контролировать прыжки при достаточном количестве ветра можно и при невысоком уровне катания, как у всей нашей честной компании исключая, пожалуй, только Макара. Хотя и от него я слышал комментарии в превосходной степени, о том, как славно катаются локалы (аборигены), до уровня которых надо (или не надо) расти, что бы сохранить нейтральную динамику течения болезни.

  Для первого посещения ЮАР идеальным соотношением есть ветер / нет ветра, является, пожалуй, соотношение 50% / 50% т.к. 100% времени прокататься тут очень сложно (несмотря на всю жажду к каталке сидящего в замерзающей Москве серфера). Первые несколько дней «вкатывания» ты ощущаешь себя так же, как если бы по тебе долго ездил трактор или асфальтоукладчик, дальше попроще. Но, совмещая каталку с отдыхом (в классическом смысле этого слова) посещение ЮАР может дать гораздо больше, чем ты ожидал, причем не только тебе, но и «прицепу» - семье, детям, знакомым не серферам. Причина тому потрясающей красоты природа республики. В деталях описывать посещения естественных природных национальных парков в статье посвященной виндсерфингу не имеет смысла, а потому выложу только фотографии, которые сделаны без организации какие либо специальных вылазок по распространенным туристическим маршрутам. Когда не дуло, мы просто садились в машину (пока ее не угнали прямо у нас из-под носа) и ехали по окрестностям Кейптауна (Мыс доброй надежды, Столовая гора, Океанариум «Два Океана» и пр.), где встречали все это в естественной среде обитания.

Все же есть любовь на земле :)

  Отдельные слова надо сказать о том чего в ЮАР делать нельзя. В ЮАР нельзя расслабляться при виде всего этого и даже в момент каталки. У страны неординарное прошлое и настоящее. Несмотря на то, что она производит впечатление на порядок более цивилизованной страны по сравнению туристическим Египтом или Турцией криминала в ней гораздо больше.

  Оставленная на берегу машина (слава Богу, прокатная и застрахованная по полной программе) была украдена прямо с пляжа на виду у множества людей чернокожими аборигенами, коих в стране 62% по сравнению с белыми 12% и мулатами 26%. Машину конечно не жалко (VW Гольф 1980 года), к слову сказать, самая дряхлая из имеющихся у нас в наличии, красная цена ей 200 долларов), но украденное содержимое (документы, дорогие фотоаппараты, паруса, мачты и пр. мелочи к которым хозяева успели привыкнуть) заставило нас задуматься о своей беспечности и сделать соответствующие выводы.

  Часть этого добра, а именно, паруса были найдены в подземном гараже на окраине Кейптауна случайно брошенными в кисе. Вывод такой, даже если Вам предлагают сэкономить на страховке - оплатите каско, не исключено, что не пожалеете.

  Сейчас, сидя в кресле качалке и наблюдая хоккей на олимпиаде в Турине по телевизору с забинтованной ногой от неудачного падения на собственную мачту после очередного прыжка, фингалом под глазом по той же причине, сломанным мизинцем, сломанной мачтой, покоцанным тейлом доски в прибое и анализируя все события прошедших в течение почти двух недель напрашивается простой вывод – все то, что было пережито в ЮАР, стоило тех жертв, которые пришлось принести на алтарь виндсерфинга (я надеюсь, что это последние жертвы, т.к. предстоит еще день каталки). Раны заживут, документы восстановятся, вещи купятся, но эмоции от единения с океаном и нахождения в совершенно другой стране ниже экватора останутся надолго, и только положительные.

Вернусь в Мск - добавлю новые картинки.

Это редакция статьи 2006 года, написанной сразу после поездки по "горячим следам"